*[Enwl-misc] ➜ Как сломался феминизм
ENWL
enwl на enw.net.ru
Пт Дек 13 23:32:52 MSK 2024
➜ Как сломался феминизмИ почему все больше женщин мечтают стать домохозяйками? Веб-версия
(◕‿◕✿)
Привет! Это журналистка Шура Гуляева.
Признаюсь, еще лет восемь назад я считала, что феминистки — это женщины, которые не бреют подмышки. Но позже мое представление о том, что такое феминизм, кардинально изменилось.
Я не помню, что именно на меня повлияло. Возможно, статьи о бодипозитиве в издании Wonderzine. Или кампании против домашнего насилия? Как будто тогда, в конце 2010-х, мое сознание наполнилось верой, что женщины могут сделать мир лучше, и желанием бороться за это.
Сейчас я уже не так оптимистична. Мои феминистские убеждения только окрепли, но с верой что-то пошло не так. Даже массовые женские марши по всему миру не остановили рост правых настроений и антиабортных инициатив. А в России власти даже вводят штрафы за «склонение к аборту» и «пропаганду чайлдфри».
Вдобавок за последние пару лет в медиа вышел не один текст о том, как феминизм, еще недавно ставший одним из самых массовых движений современности, теперь зашел в тупик. Вместо реальной политической борьбы он превратился в красивую, но по большей части пустую картинку — как в рекламе спортивных брендов, которые так полюбили использовать образ сильной целеустремленной женщины.
В этом письме я разберусь, действительно ли феминизм бесполезен, почему вновь популярен образ домохозяйки и, самое главное, как женщинам бороться за свои права.
■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎Мы вступаем в переписку с читателями. Вы можете написать редакции или автору конкретного текста. Просто ответьте на письмо или пишите сюда.
Коротко о том, как развивался феминизм
В этой рассылке мы упоминаем различные волны феминизма — это условные периоды, на которые чаще всего разделяют историю женского движения. Эту концепцию активно критикуют за то, что она представляет траекторию развития феминизма слишком обрывочно.
Кроме того, такая оптика предполагает, что феминизм — единое движение, но на самом деле это не так. Борьба за гендерные права была и остается очень неоднородной в разных регионах и культурах, поэтому было бы правильнее говорить не о феминизме, а о феминизмах.
Однако для лучшего понимания этого текста мы даем краткие определения волнам феминизма. Чаще всего их разделяют на три или четыре:
a.. Первая — середина XIX — начало XX века. Именно в этот период женщины в разных странах впервые стали юридически «видимы», получили право голосовать на выборах (в России это произошло в 1917 году), иметь деньги и имущество.
b.. Вторая — 1960—90-е годы. Время борьбы со «второй сменой» — неоплачиваемым женским трудом по уходу за домом и семьей. Вторая волна — это время борьбы женщин за право строить карьеру, свободно распоряжаться своей сексуальностью и телом.
c.. Третья (1990—2000-е годы) и четвертая (с 2010-х) связаны с глобальным развитием частного рынка и либеральной идеологии. В это время зарождается движение #MeToo и распространяется массовое представление о феминизме как о борьбе за ценности индивидуализма и самовыражения. Четвертая волна плотно связана с онлайн-активизмом.
Еще недавно казалось, что феминизм победит. Что пошло не так?
2014 год. Бейонсе выступает на сцене рядом с огромной надписью «Феминистка». 2017-й. Начинается крупнейшая кампания против сексуализированного насилия #MeToo, сотни тысяч людей по всему миру выходят на «Марши женщин» против гендерного неравенства. Кажется, что феминизм ждет крупнейший прорыв в истории.
Феминизм нулевых и десятых провозглашал абсолютное право женщин на индивидуальный выбор — во многом именно с этим связан его успех. Женщина может сама решать, кем ей быть: домохозяйкой, карьеристкой или секс-работницей. Может отказаться от роли матери, а также самостоятельно распоряжаться деньгами и своим телом. «Я не понимала, что значит это слово, а теперь я знаю, что быть феминисткой значит просто любить себя как женщину», — говорила в 2014 году певица Кэти Перри.
Конечно, в России феминизм не достиг такого же уровня влияния, как на Западе, однако все равно стал частью популярной культуры. В 2012 году журналистка Татьяна Никонова запустила блог о секс-просвещении, в 2013 году начал работу журнал Wonderzine, появились феминистские фестивали и марки нижнего белья, которые продвигали бодипозитив и отказ от патриархальных представлений о сексуальности.
Мейнстримный феминизм слишком концентрировался на отдельных персонах. Когда в 2019-м началось судебное разбирательство между Джонни Деппом и Эмбер Херд, обвинившей его в насилии, в медиа широко обсуждали, как этот кейс повлияет на будущее движения #MeToo, а сама актриса стала воплощением жертвы.
Сторонники Деппа и Херд много и жестко спорили между собой — и эти дискуссии сместили фокус с системной проблемы насилия на вопросы о том, кого считать плохим человеком, а кому верить.
«Если человек воплощает принцип — принцип можно опровергнуть, свергнув человека», — писала в 2022 году Сьюзен Фалуди, журналистка, феминистка и одна из первых исследовательниц природы виктимблейминга. Фалуди полагает, что критика, которая обрушилась на Эмбер Херд, в том числе повлияла на негативное восприятие феминизма и изменила отношение к нему.
И действительно: американский опрос 2022 года показал, что молодые люди все чаще считают, что феминизм «причинил больше вреда, чем пользы». С этим утверждением согласны 23% демократок до 50 лет (против 10% женщин старшего возраста), а также 46% молодых мужчин-демократов (и всего 4% старше 50 лет). У республиканцев такой же тренд, хотя разрыв между разными возрастами меньше.
В России ситуация не лучше. Например, по данным 2021 года российского PR-агентства Mediacom, 44% женщин позитивно воспринимают произнесенную на работе фразу «Ты хорошо справилась, несмотря на то что ты женщина» (только 8% признались, что она им не нравится). 65% участниц опроса хотя бы раз слышали слова про «украшение коллектива», при этом 43% из них воспринимают ее как комплимент.
Феминизм, ставший одним из самых массовых движений прошлого десятилетия, теперь зашел в тупик, пишет в 2022 году в The New York Times американская журналистка Мишель Голдберг. По ее мнению, даже сами фемактивистки все чаще испытывают разочарование, особенно на фоне растущих антиабортных настроений.
Несмотря на успехи #MeToo, в некоторых странах негативная реакция властей и общества была настолько сильной, что женщины вновь предпочитают умалчивать о пережитом насилии. Страха порой добавляют и решения суда: в Швеции с 2019 года как минимум 13 женщин, публично рассказавших о домогательствах, признали виновными в клевете, а в Китае активистку #MeToo приговорили к пяти годам заключения за «подрывную деятельность».
Иными словами, на смену массовым протестам и надеждам на «женское будущее», похоже, пришла пора фрустрации, или, как пишет Голдберг, «время нигилизма». После десятилетия политических и культурных штормов мы оказались на корабле, управление которым перешло в руки реакционеров, рассуждают авторы литературного спецпроекта «Что делать с феминизмом». Неужели феминистские идеи больше не работают?
Женщины возвращаются на кухню?
«Консервативные женщины, наше время пришло», — говорит в своем видео блогерка из США Эбигейл. Она заявляет, что современная культура принуждает женщин «вести себя как мужчины», отвлекая их от материнства и брака.
Такие блогерки, как Эбигейл, называют себя trad wives («традиционные жены»). Они стали особенно популярными в соцсетях в последние два года. Их видео о том, как «скромно и стильно одеваться», ухаживать за мужем и выпекать хлеб, набирают миллионы просмотров. Вместе с тем «традиционные жены» часто выступают против феминисток с их поддержкой абортов и оральной контрацепции.
Конечно, феномен trad wives не говорит о том, что женщины массово возвращаются на кухню и отказываются от идей феминизма. На самом деле, этот тренд — продолжение третьей и четвертой волн феминизма, которые позволили женщинам почувствовать то, что называют «эмпауэрментом» (empowerment) — осознание, расширение и провозглашение собственных возможностей. Наряду с trad wives, к примеру, также существуют типажи «офисных сирен» и «герлбосс».
Феминизм — это «про личный выбор, а не про политику». В этом уверены 80% студенток, принявших участие в американском опросе. И многие исследовательницы видят в этом главную проблему. Левая феминистка Мишель Фергюсон считает, что, сводя феминизм к «личному выбору», мы не сможем добиться никаких общественных изменений.
Вторая волна феминизма провозглашала, что «личное — это политическое», имея в виду, что семья, гендерные роли, секс — это вопросы, которые можно обсуждать публично, а не устоявшиеся категории. Современный же феминизм полностью переворачивает эту формулу, предполагая, что никто в принципе не может судить о том, что происходит в приватной сфере, и тем самым лишь поддерживает статус-кво.
Фергюсон считает, что такой «феминизм выбора» воплощает фантазию о мире без политики, где нам никогда не придется отстаивать свои взгляды: «Но в этих мечтах мы ладим со всеми не потому, что полностью согласны друг с другом, а потому что целенаправленно избегаем конфликтов. Но в чем смысл политической сознательности, если мы боимся использовать ее?»
■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎
Нравится письмо? Подпишитесь на рассылку Kit, если вы еще этого не сделали. Мы будем присылать вам два письма в неделю. Все наши предыдущие тексты вы найдете в архиве. А если хотите поделиться этим письмом, просто перешлите его по почте или используйте ссылку вверху страницы.
Есть ли у феминизма будущее?
В 2022 году журналистка и активистка Сьюзен Фалуди предположила, что люди стали упускать из виду центральный вопрос феминизма: находятся ли женщины в невыгодном материальном и политическом положении и как нам это исправить? «Если этот вопрос стал немодным, у нас проблемы», — заключает она.
Концентрируясь на политике индивидуального выбора, либеральный феминизм третьей и четвертой волн зачастую игнорировал тот факт, что все женщины совершают этот выбор в разных условиях. Гендерная исследовательница и активистка Саша Талавер в разговоре с Kit говорит, что у такого феминизма попросту никогда не было будущего, потому что успех одних женщин в нем строился за счет угнетения других: «Невозможно достичь гендерного равенства без системного перераспределения ресурсов».
Например, в Европе большое количество работы по хозяйству и уходу (уборщицы, няни) выполняют женщины-мигрантки из мусульманских стран, что в том числе снимает часть нагрузки с западных женщин и позволяет им больше концентрироваться на «личном развитии». То есть у части женщин в принципе нет никакого выбора: они живут в патриархальных (и нередко бедных) семьях и попросту не могут радикально изменить ситуацию.
Из-за этого может возникнуть ощущение, что движения за «гендерное равенство» на самом деле ни на что не влияют. В том числе из-за этого во многих странах растет народная поддержка «традиционных ценностей», считает политолог Елена Захаренко.
Так как же нам вернуть в феминизм надежду на лучшее будущее? В 2017 году группа активисток и гендерных исследовательниц выпустила манифест «Феминизм для 99%». Создательницы этой работы полагают, что современный мейнстримный феминизм рискует превратиться в модный хештег, который отвечает интересам лишь 1% привилегированных женщин. Его идеал — self made карьеристка, не слишком радикальная и все еще женственная, как, например, Саманта Джонс из «Секса в большом городе». А все остальные женщины, в том числе многодетные матери, таким образом остаются в тени.
В свою очередь «Феминизм для 99%» призывает заниматься не «возвышением немногих», а «освобождением многих». В частности, больше концентрироваться на системных проблемах, которые делают уязвимыми всех женщин: несправедливом распределении домашних обязанностей, нарушении репродуктивных прав, недоступном здравоохранении и жилье, домашнем насилии.
В конце ноября 2024-го группа анонимных активистов, объединившихся в «Альянс женских инициатив России», запустила петицию, в которой призывает российские власти уменьшить расходы на военные нужды в пользу программ социальной поддержки. Например, повысить ставки для декретного отпуска, сделать более доступными женские консультации. Также альянс требует отменить законы, которые ограничивают право россиянок на аборт. Сегодня феминистская оптика в России важна как никогда, поскольку она напоминает женщинам, что они достойны заботы, а не только требований рожать.
Правда, пока у этой петиции только около двух тысяч подписей.
><{{{.______)
А что же делать с trad wives? В попытке свести их образ к консервативной роли хранительницы очага не стоит упускать из виду, что они еще и ведут собственные блоги и таким образом участвуют в публичной жизни. Это происходит, потому что даже домохозяйки на самом деле не чувствуют себя полноценными исключительно в роли матери и жены, объясняет активистка Бетти Фридан. Как и все, trad wives хотят получать образование, работать, состоять в местных сообществах — в целом чувствовать, что жизнь не заканчивается, как только ты «выполнила женский долг».
■︎
13.12.24
Редакция Kit
■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎■︎Вы читаете это письмо, потому что подписались на Kit. Или его вам переслал кто-то близкий. В этом случае — подпишитесь здесь, чтобы получать наши письма без посредников. Это бесплатно
Мы в соцсетях: канал, картинки и сторис, музыка
Политика обработки персональных данных
Техподдержка: support на getkit.news
Для редакторов русскоязычных медиа: Хотите перепечатать наш текст на своем сайте или в телеграм-канале? Мы не против! Но сначала напишите, пожалуйста, нам на i на getkit.news и предупредите об этом. И не забудьте поставить ссылку на сайт Kit
© 2024 Рассылка Kit.
From: Kit
Sent: Friday, December 13, 2024 9:07 PM
Subject: ➜ Как сломался феминизм
----------- следующая часть -----------
Вложение в формате HTML было извлечено…
URL: <http://lists.enwl.net.ru/pipermail/enwl-misc/attachments/20241214/2b075a99/attachment-0001.html>
Подробная информация о списке рассылки Enwl-misc